Присоединяйтесь к нашему telegram-каналу

Пресс-центр

Юристы и адвокаты «РКП» активно сотрудничают с ведущими деловыми СМИ, выступают в роли экспертов в вопросах правового регулирования, комментируют актуальные новости и публикуют статьи в профильных изданиях, а также принимают участие в ключевых мероприятиях юридического сообщества в России и за рубежом.
Важные изменения в уголовном и административном законодательстве за декабрь 2022 года
30 декабря 2022
  1. Законопроект о единой биометрической системе

Законопроект № 211535-8 «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»:

  • На сегодняшний день Законопроект № 211535-8 принят в 3 чтениях в Госдуме, одобрен Совфедом и направлен 23.12.2022 Президенту РФ для подписания и обнародования.
  • Законопроект регулирует идентификацию или аутентификацию физических лиц с использованием биометрии через единую биометрическую систему, а также ее взаимодействие с иными информационными системами.
  • Законопроект вводит запрет на хранение геномной информации, обеспечивает государственную защиту биометрических данных россиян.
  • В единой биометрической системе размещаются и обрабатываются биометрические персональные данные следующих видов:
  • изображение лица человека, полученное с помощью фото-, видеоустройств;
  • запись голоса человека, полученная с помощью звукозаписывающих устройств.
  • Законопроект устанавливает, что предоставление физическими лицами своих биометрических персональных не может быть обязательным. Отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании государственной, муниципальной или иной услуги.
  • Предусмотрена процедура отзыва согласия на обработку биометрических персональных данных.
  • Решения, касающиеся обработки биометрических данных несовершеннолетних (согласие, отказ, отзыв согласия), принимаются их законными представителями.
  • В целях осуществления контроля за единой биометрической системой законопроект предусматривает образование нового органа - Координационного совета по развитию цифровых технологий идентификации и аутентификации на основе биометрических персональных данных.
  1. Законопроект о георгиевских лентах

Законопроект № 109180-8 «О Георгиевской ленте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • На сегодняшний день Законопроект № 109180-8 принят в 3 чтениях в Госдуме, одобрен Совфедом и подписан Президентом РФ 29 декабря 2022 г.
  • Настоящий законопроект устанавливает статус георгиевской ленты как одного из символов воинской славы России и победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
  • Определены способы использования георгиевской ленты: используется во время проведения органами публичной власти торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы; используется гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями исходя из необходимости обеспечения ее статуса как символа воинской славы России.
  • За публичное осквернение Георгиевской ленты законопроект предусматривает ответственность в соответствии с законодательством РФ.
  • Георгиевская лента – символ воинской славы. Следовательно, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за осквернение символов воинской славы России по ч. 3 ст. 354.1 УК РФ (санкция - штраф до 3 млн руб. либо лишение свободы на срок до трех лет), а если указанное деяние совершено группой лиц или с использованием сети «Интернет» - по ч. 4 ст. 354.1 УК РФ (санкция – штраф в размере от 2 млн до 5 млн руб. или лишением свободы на срок до пяти лет).
  1. Поправки к закону об экстремизме

Законопроект № 196548-8 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»:

  • На данный момент законопроект № 196548-8 принят в 1 чтении.
  • Законопроект относит картографические и иные изображения и продукцию, оспаривающую территориальную целостность Российской Федерации, к экстремистским материалам, тем самым устанавливая ответственность за их производство и распространение (см. ст. 20.29 КоАП РФ).
  1. Диверсанты

4.1 Новые составы преступлений диверсионной направленности (Законопроект № 253939-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»)

Законопроект принят в 3 чтениях в Госдуме, одобрен Совфедом и направлен 23.12.2022 Президенту РФ для подписания и обнародования.

Прежде УК РФ содержал только один состав диверсии (ст. 281 УК РФ). Под диверсией понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

УК РФ дополнится новыми составами преступлений:

1) Статья 281.1. Содействие диверсионной деятельности:

Содействие включает в себя склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение преступлений, предусмотренных статьей 281 УК РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финансирование диверсии, пособничество в совершении преступлений, предусмотренных статьей 281 УК РФ, организацию совершения преступлений, предусмотренных статьей 281 УК РФ, или руководство их совершением, а равно организация финансирования диверсии.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременно сообщило о нем органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, а также если в его действиях не содержится иного состава преступления.

2) Статья 281.2. Прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности:

Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях совершения одного из преступлений, предусмотренных статьей 281 настоящего Кодекса – в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов совершения указанных преступлений, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях совершения одного из преступлений, предусмотренных статьей 281 настоящего Кодекса, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

3) Статья 281.3. Организация диверсионного сообщества и участие в нем:

Создание диверсионного сообщества, то есть устойчивой группы лиц, заранее объединившихся в целях осуществления диверсионной деятельности либо для подготовки или совершения одного либо нескольких преступлений, предусмотренных статьей 281 настоящего Кодекса, либо иных преступлений в целях пропаганды, оправдания и поддержки диверсии, а равно руководство таким диверсионным сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, участие в диверсионном сообществе.

Лицо, добровольно прекратившее участие в диверсионном сообществе и сообщившее о его существовании, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не может признаваться добровольным прекращение участия в диверсионном сообществе в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий.

Кроме того, к обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание, предлагается отнести совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки диверсии.

Перечисленные новые составы, содержащиеся в законопроекте, аналогичны системе статей по террористическим преступлениям. В отношении последних законодателем расширен круг криминализированных деяний с целью ужесточения ответственности. Та же цель преследуется и в отношении диверсионных преступлений.

4.2. Блокировка счетов диверсантов, Законопроект № 254061-8:

Законопроект принят в 3 чтениях в Госдуме, одобрен Совфедом и направлен 23.12.2022 Президенту РФ для подписания и обнародования.

Настоящая редакция предусматривает блокировку банковских счетов компаний или граждан, если они включены в перечень тех, о которых у властей есть информация о причастности к экстремизму или терроризму (реестр Росфинмониторинга).

В новом законе содержится указание на возможность блокировки счетов лиц, причастных к финансированию диверсионной деятельности по аналогии с установленной в настоящее время блокировкой счетов в отношении террористов и экстремистов, а также организаторов и других лиц, содействующих диверсионной деятельности, направленной на совершение противоправных действий, представляющих опасность для жизни и (или) здоровья граждан Российской Федерации.

Новый закон устанавливает, что блокировка счетов также может коснуться граждан, в отношении которых вступит в силу приговор российского суда о признании их виновными по действующей ст. 281 УК (диверсия), а также по принятым в третьем чтении новым статьям УК: ст. 281.1 (содействие диверсионной деятельности), ст. 281.2 (прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности), ст. 281.3 (организация диверсионного сообщества и участие в нем). Новые статьи предусмотрены законопроектом № 253939-8, он также 21 декабря был принят в третьем чтении.

Под финансированием диверсии, в частности, предлагается понимать предоставление или сбор средств, либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 281 Уголовного кодекса.

  1. Иноагенты

С 1 декабря 2022 г. вступил в силу Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц находящихся под иностранным влиянием».

  • В соответствии со ст. 2 ФЗ, под иностранным влиянием понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
  • Иностранным агентам запретят осуществлять преподавательскую и просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и производить информационную продукцию для детей и подростков (п. 9 ст. 11 ФЗ).
  • Иностранный агент не вправе осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры (п. 17 ст. 11 ФЗ).

Критической информационной инфраструктурой являются объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов.

Объекты критической информационной инфраструктуры - информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры.

Субъекты критической информационной инфраструктуры - государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.

  • Вместо четырёх реестров иноагентов теперь будет два — «единый реестр иностранных агентов» и «единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами».
  • Основания включения в реестр: политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные законом и получение поддержки или нахождение «под иностранным влиянием в иных формах».
  • Де-факто, признать иноагентом можно каждую организацию.

Поддержкой, согласно закону, считается оказание иностранным источником организационно-методической, научно-технической и иной помощи.

Таким образом, перечень способов оказания иностранной поддержки открытый и правоприменитель вправе расширительно толковать данное положение.

  • Закон имеет обратную силу. Так, наличие контакта с организацией в прошлом, даже до момента присвоения ей статуса «иностранного агента», может быть достаточным основанием для установления аффилированности.
Контакты для прессы
Надежда Родичкина