Присоединяйтесь к нашему telegram-каналу

Пресс-центр

Юристы и адвокаты «РКП» активно сотрудничают с ведущими деловыми СМИ, выступают в роли экспертов в вопросах правового регулирования, комментируют актуальные новости и публикуют статьи в профильных изданиях, а также принимают участие в ключевых мероприятиях юридического сообщества в России и за рубежом.
Команда «Рустам Курмаев и партнеры» добилась пересмотра отказа в иске правообладателя на 4,5 млрд. рублей в Суде по интеллектуальным правам
22 декабря 2020

Коротко о событии

3 декабря 2020 года Суд по интеллектуальным правам отменил судебные акты по делу № А56-109086/2018, в рамках которого рассматривается иск процессинговой компании ViaCard о взыскании неустойки и компенсации за нарушение прав на программно-аппаратный комплекс на общую сумму 4,5 млрд. рублей.

Направляя дело на новое рассмотрение, специализированный суд указал на необоснованное снижение судами неустойки за нарушение гарантии не проводить реверс-инжиниринг, не декомпилировать и не видоизменять программно-аппаратный комплекс истца, а также на отсутствие причин для отказа в части требований о взыскании компенсации за неправомерное использование и передачу терминального оборудования с установленным программным обеспечением истца.

Судом по интеллектуальным правам сформирована правовая позиция, повышающая ценность исключительных прав на программное обеспечение, а разработчик получит право повторно поставить вопрос о взыскании 4,5 млрд. рублей за правонарушение.

Удержание и передача третьим лица оборудования с установленным ПО без согласия правообладателя нарушает его исключительные права

Международная процессинговая компания ViaCard осуществляет деятельность по оказанию информационно-технологических услуг по обеспечению обработки транзакций в связи с отпуском топлива на АЗС с использованием программно-аппаратного комплекса, который состоит из терминального оборудования, базы данных, интерфейса личного кабинета и микропроцессорных карт.

В 2016 году один из контрагентов истца изъял платежные терминалы истца с автозаправочных станций, после чего устранил средства технической защиты и удалил установленные на них экземпляры программы с помощью третьих лиц. Правообладатель посчитал указанные действия нарушением исключительных прав и обратился в суд с иском на сумму 4,5 млрд. рублей, произведя расчет исходя из каждого факта передачи оборудования третьим лицам, устранения средств технической защиты, удаления сведений об авторстве и установленного программного обеспечения.

При первоначальном рассмотрении дела суды признали правонарушением действия по устранению средств технической защиты и удалению сведений об авторстве, однако, указали на отсутствие доказательств нарушения прав истца в связи с передачей оборудования третьим лицам.

Суд по интеллектуальным правам не согласился с нижестоящими судами, указав, что установленное программное обеспечение на оборудовании исключает возможность его передачи третьим лицам без согласия правообладателя. В противном случае правообладатель вправе взыскивать компенсацию за каждый факт передачи оборудования.

Уменьшение неустойки недопустимо, если должник не доказал ее несоразмерность

Кроме того, в заключаемых договорах предусматривалась обязанность заказчика не производить реверс-инжиниринг, не декомпилировать и не видоизменять программно-аппаратный комплекс истца. За нарушение указанной обязанности устанавливалась договорная ответственность в виде неустойки.

Посчитав, что действиями по демонтажу терминального оборудования, изъятию идентификационных модулей и удалению программного обеспечения должник совершил видоизменение программно-аппаратного комплекса, истец предъявил к взысканию неустойку в размере 218 млн. рублей.

Рассмотрев заявленные требования суд снизил размер неустойки до 17 млн. рублей, сославшись на ходатайство должника о применении ст. 333 ГК РФ, которое было мотивировано очевидной несоразмерностью заявленного требования.

Суд по интеллектуальным правам отметил, что заявленное ходатайство ответчика не содержит доказательств несоразмерности начисленной неустойки и возможности получения истцом необоснованной выгоды. Как указал суд, снижение размера неустойки при неисполнении должником бремени доказывания позволяет недобросовестному должнику извлекать выгоду из своего незаконного поведения, что недопустимо.

Последствия для правообладателей

До сих пор российские суды достаточно пренебрежительно относятся к правам разработчиков на нематериальные активы, зачастую не признавая высокой стоимости таких объектов имущественных прав и снижая размер компенсации за неправомерные действия правонарушителей. В указанном деле суды также безразлично отнеслись к факту передачи оборудования с установленным программным обеспечением в пользу конкурентов истца, а также снизили размер неустойки и компенсации исключительно в связи с формальным заявлением ходатайств правонарушителем.

Команде Юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» удалось убедить суд в том, что неправомерные действия в отношении программно-аппаратного комплекса истца, обеспечивающего обработку более 4 млрд. транзакций в денежном эквиваленте в год, не могут пресекаться посредством взыскания формального штрафа. Интересы компании ViaCard представляют управляющий партнер Рустам Курмаев, руководитель направления «Разрешение IT & IP споров» Ярослав Шицле и юрист Павел Селюнин.

Таким образом, постановление Суда по интеллектуальным правам по рассмотренному делу является еще одной победой в борьбе за повышение значимости интеллектуальной собственности в России.

Контакты для прессы
Надежда Родичкина