— Сейчас в СМИ активно обсуждается, что появился некий тренд на деприватизацию. Действительно ли это так?
— На практике есть два понимания термина «деприватизация» — обывательский и юридический. В обывательском значении это иски Генеральной прокуратуры, направленные на изъятие частной собственности и передачу ее в публичную собственность. Как правило, все эти иски заявлены в отношении предприятий, которые связаны с обороной и безопасностью, энергетикой, а также транспортной инфраструктурой. И есть отдельная группа, буквально три-четыре иска, в отношении других активов. Мне как юристу не очень понятно, почему эти иски были предъявлены и для чего это было сделано. Есть дела против холдинга «ГК “Покровский”» в Краснодарском крае, целлюлозно-бумажного комбината, цементного завода. Эти компании явно никак не связаны с оборонной промышленностью и безопасностью страны.
— Какое количество исков сейчас находится на рассмотрении судов?
— Из открытых источников нам удалось узнать о 14 исках, хотя на самом деле их больше, поскольку сложно выявить дела, рассматриваемые в судах общей юрисдикции. Кажется, что в масштабах всей страны это немного, однако это не так, поскольку каждый спор сопряжен с изъятием крупных предприятий. Опасение вызывает не количество дел, а формирование определенного тренда и масштаб последствий каждого отдельного случая. Если эта практика хотя бы по нескольким спорам будет сформирована на уровне вышестоящих инстанций, тогда существует риск распространения этого явления в масштабах всей страны. Никто не может исключать, что текущие 14 дел через год не превратятся в 100 или 300. По большому счету, руками Генеральной прокуратуры можно будет любую частную собственность, которая имеет условно стратегическое значение для государства, изымать и передавать в публичную с последующей продажей обратно в частные руки.
— Чем обусловлено то, что эти иски появились только сейчас?
— Я думаю, что изначально цель была благая — исключить влияние иностранцев на стратегически важные предприятия и побороть элементы коррупции. Я говорю о тех предприятиях, которые действительно нельзя было приватизировать в начале 90-х. Или о тех случаях, когда действующие чиновники одновременно занимаются бизнесом. Но это начинает принимать формы, ничего общего не имеющие с правом. Есть вероятность, что появится отдельный тип предпринимателей, которые захотят воспользоваться этим трендом и в дальнейшем приобрести эти активы.
— Какие компании находятся сейчас в зоне риска?
— В красной зоне предприятия, которые так или иначе связаны с обороной и безопасностью, предприятия — производители тепловой и электрической энергии, сфера транспортной и речной инфраструктуры.
— Целесообразно ли компаниям, находящимся в зоне риска, проводить некий анализ, чтобы оценить вероятность предъявления иска со стороны Генеральной прокуратуры?
— Подготовиться к подобному процессу против Генеральной прокуратуры, а точнее, к неизбежности его результата невозможно. Особенно с учетом процессуальной специфики рассмотрения этих дел. Подобные споры рассматриваются в максимально сжатые сроки. По сути, суд не дает ответчику возможности нормально подготовиться к судебному заседанию, представить полный объем доказательств, истребовать необходимые документы, допросить свидетелей, иным образом собрать доказательства в обоснование своей позиции. Я бы рекомендовал всем компаниям, попадающим в зону риска, заняться сбором жизненно важных доказательств уже сейчас. Найти копию приватизационного дела начала 90-х — очень сложная задача, которую нельзя реализовать в течение пары дней. Одно из наиболее громких дел, дело «Волжского оргсинтеза», было рассмотрено АС Волгоградской области за месяц. Наши коллеги, которые представляли интересы ответчика, заявляли различные ходатайства: об истребовании доказательств, о назначении судебной экспертизы, о вызове свидетелей и т. д. И во всех этих ходатайствах им было отказано, на мой взгляд — совершенно необоснованно.
— Получается, что, по сути, нет никакого процесса?
— Мы буквально недавно с коллегами на одной из конференций обсуждали иски Генеральной прокуратуры. И в преддверии этой сессии один из коллег сказал: «А какой смысл вообще их обсуждать, если ничего общего с правом такие иски не имеют?» И я здесь не совсем разделяю его мнение. Конечно, подобные процессы имеют формальный характер. Наблюдать за ними — это как смотреть матч между Россией и Бразилией, где очевидно, что Россия выиграет, только если это соревнования по борьбе, а не по футболу. Но это вовсе не значит, что к ним не надо готовиться или бесполезно пытаться бороться против этих исков. Напротив, о них можно и нужно говорить, привлекать к ним внимание общественности. В них тоже нужно стремиться к победе. Так, например, после резкой критики исков о деприватизации, с которой выступило высшее руководство страны и представители бизнеса на Восточном экономическом форуме, Генпрокуратура сама отказалась от иска в отношении акций цементного завода. Или совсем недавно Генпрокуратура отказалась от иска против СУЭК и бизнесмена Андрея Мельниченко, от которых требовала акции СИБЭКО.
— Как проходят подобные споры?
— Эти процессы проходят в рекордно короткие сроки. В общей юрисдикции есть примеры, когда акции изъяли за две недели с момента поступления искового заявления в суд. Более того, решение было немедленно приведено к исполнению, что в принципе редкость для судопроизводства. Если мы посмотрим ст. 182 АПК, то увидим, что, если сторона просит о немедленном исполнении судебного акта, она должна не только обосновать это, но и предоставить обеспечение возможных убытков (внести денежные средства на депозит суда, предоставить банковскую гарантию). Этого просто нет. Но тем не менее соответствующие ходатайства и заявления суды удовлетворяют.
— Что обычно Генпрокуратура указывает в качестве нарушений, которые были допущены при приватизации?
— Чаще всего Генпрокуратура заявляет, что компания относилась к списку предприятий, не подлежащих приватизации. Далее смотрят, кто должен был принимать решение о приватизации. Зачастую решения принимались на уровне субъектов, тогда как должны были приниматься федеральными органами власти. Второе основание для исков Генпрокуратуры: имущество было приобретено чиновниками на доходы, которые они не могут объяснить. Либо установлено, что это коррупционные доходы, то есть доходы, полученные в период ведения предпринимательской деятельности, которой они занимались во время исполнения своих должностных обязанностей. Здесь я поддерживаю позицию прокуратуры: с коррупцией надо бороться в том числе и такими методами. Однако важно, чтобы суды рассматривали подобные иски в рамках правового поля, не пренебрегая нормами закона. Третья группа исков основана на том, что иностранным лицам принадлежат стратегические предприятия страны. С одной стороны, выглядит логично, однако возникает вопрос, какие именно предприятия считать стратегическими, потому что Генеральная прокуратура достаточно широко толкует этот термин.
— Что касается споров по поводу приобретения имущества чиновниками. Кажется, этих дел намного больше, чем дел в отношении незаконной приватизации.
— Да, безусловно. Но я бы не стал их рассматривать как категорию дел о деприватизации. Я считаю, что эти дела относятся к борьбе с коррупцией, это правильный и справедливый тренд.
— Как Вы считаете, могут ли бывшие собственники на что-то претендовать после деприватизации? Ведь они за предшествующий период вложили огромные средства в развитие предприятий.
— Встречные иски собственников, как правило, суды возвращают. Думаю, что суды не заинтересованы в принятии встречных исков, поскольку стараются оберегать государственный бюджет от взысканий в пользу частных лиц. По закону лицо, у которого истребуется имущество, вправе претендовать на возмещение расходов, потраченных на улучшение вещи, имущества, предприятия. Это решается с помощью иска о взыскании неосновательного обогащения. В нашем контексте неосновательным обогащением казны РФ будет улучшенное предприятие, качественное состояние которого существенно изменилось по сравнению с началом 90-х. Однако суды используют разные юридические приемы, чтобы исключить взыскание неосновательного обогащения. Например, обвиняют частных собственников в недобросовестном поведении. Поэтому в возможность взыскания убытков с РФ я не верю.
— По какой причине?
— Исхожу из судебной практики. Могу привести красноречивый пример. Идет исполнительное производство, взыскателем является иностранная компания, должником — российское физическое лицо. В рамках исполнительного производства наложен арест на 12 земельных участков, каждый где-то 1,5 га, и, соответственно, у взыскателя теоретически есть возможность обратить взыскание на эти земельные участки и получить денежные средства. Что делает судебный пристав? Судебный пристав, находясь в очередном отпуске, почему-то решает, что ему нужно поехать в Росреестр, и незаконно снимает аресты. Вполне ожидаемо, что физическое лицо сразу же эти земельные участки продает.
— Чем эта история закончилась?
— Пристава осудили к пяти годам лишения свободы за превышение должностных полномочий. Взыскание стало невозможным, потому что земля была продана. Взыскатель на основании вступившего в силу приговора обратился с иском к РФ и говорит: «Раз твое должностное лицо совершило неправомерные действия и это установлено в приговоре, то, пожалуйста, компенсируй мне убытки». Здесь всего одна норма о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностного лица. Задача для студента первого курса любого юридического вуза. Первая инстанция иск удовлетворяет, апелляция решение отменяет, кассация оставляет в силе решение первой инстанции. Ну казалось бы, справедливость восторжествовала. Что делает Верховный суд? А он оставляет в силе решение апелляции. Взыскатель проигрывает спор против РФ, и мне за подобный подход стыдно. Если в такой очевидной ситуации государство не готово расплачиваться за действия должностных лиц, то в ситуации, когда государство изымает акции, шансов хоть на какую-то минимальную компенсацию почти нет.
— Что в случае деприватизации будет с залогом акций или долей? Сохраняется ли он либо аннулируется в силу того, что это некая процедура, которая очищает актив от обременений?
— Исходя из практики, банки привлекают к участию в деле, если есть залог в пользу банка, но это не влияет на сохранение залогов. Залоги являются недействительными в силу того, что неуполномоченное лицо заключило договор залога с банком. Поэтому бывший владелец акций оказывается в еще более затруднительном положении: кредитные обязательства у него сохраняются, актива уже нет, а он остается наедине с банком. И банк оказывается в ситуации, когда у него кредит был обеспечен акциями работающего предприятия, а залогов больше нет.
— Может ли новый собственник в виде Росимущества попытаться сделать некий анализ того, что было до него, оспорить какие-то сделки, привлечь директора к ответственности?
— Я ни секунды не сомневаюсь, что Росимущество при необходимости сможет воспользоваться всеми этими полномочиями, и, к сожалению, история не закончится только изъятием акций. Будут споры, связанные с оспариванием сделок, взысканием убытков в рамках корпоративного законодательства. Более того, для предыдущего менеджмента и акционеров существует уголовно-правовой риск, например, по ст. 160 УК (присвоение или растрата). К сожалению, такие примеры в судебной практике были и до волны деприватизации. Возьмем достаточно известное уголовное дело в отношении Екатерины Краснихиной. Там приговор был основан как раз на том, что акционер начал предъявлять претензии предыдущему менеджменту за тот период, когда он еще не был акционером компании.
Получается, что под ударом не только сотрудники, но и контрагенты компании, которые до этого пребывали в полной уверенности, что у нее все нормально.
— Поможет ли сложившийся тренд создать на рынке консалтинга новое направление по защите акционеров и контрагентов компаний либо это локальная история, которая не получит развития?
— Сейчас это действительно новое направление. Но я очень надеюсь, что бума не случится и количество дел не будет увеличиваться. То, что уже изъяли, скорее всего, так и останется, но новых исков, надеюсь, не появится. Еще один очень известный правовой аргумент связан с исковой давностью. В силу действующего законодательства 10-летний объективный срок исковой давности заканчивается 01.09.2023. И если трехлетние сроки исковой давности суды научились обходить, ссылаясь на то, что Генпрокуратура не знала о нарушении своего права, то этот 10-летний срок никак не связан с осведомленностью кого-либо в принципе. И я не очень понимаю, как суды собираются обходить этот срок исковой давности в случае подачи новых исков.
— Были ли какие-то иски поданы после 1 сентября?
— К счастью, пока их не видел.
— Возможно, Генпрокуратура действительно была очень активна в последнее время из-за истечения срока исковой давности?
— Не исключаю. Также полагаю, что на ее позицию сильно повлиял Восточный экономический форум, где, как я уже говорил, этот подход критиковали не только представители бизнес-сообщества, но и высшее руководство страны.
— Мотивировала ли Генеральная прокуратура свой отказ от иска?
— Генеральная прокуратура отказалась со ссылкой на то, что имеются иные способы защиты прав РФ. Из судебного акта по делу тоже непонятно, обсуждались ли мотивы подобного отказа.
— Можно ли сказать, что результаты деприватизации могут привести к тому, что подобные иски начнут предъявлять в отношении имущества граждан?
— Я надеюсь, что маховик этот остановится и не приобретет массового характера. И Вы знаете, наш с Вами разговор напоминает разговор Жеглова и Шарапова в известном фильме «Место встречи изменить нельзя». Шарапов говорит: мы не можем преступать закон, потому что если мы один раз его преступим, то постоянно будем этим заниматься. Так и здесь: если мы один раз позволим создать эту практику, она может распространиться на средний бизнес, на малый бизнес, на граждан. По большому счету, можно будет заново провести процесс деприватизации, а затем уже приватизацию по всей РФ. Начинают всегда с чего-то крупного, а потом спускают эту практику ниже и уже применяют на местах.
— Как Вы относитесь к тому, что сейчас прокуратура очень часто заходит в судебные процессы? Насколько полезна ее активность?
— Вы знаете, я скорее позитивно отношусь к участию прокуратуры в различных процессах: все-таки хоть какой-то небольшой фактор сдерживания позволяет относительно объективно рассматривать дело в арбитражном процессе. Но то, как воспринимается прокуратура в системе судов общей юрисдикции, вызывает вопросы. Складывается впечатление, что судьи смотрят только на позицию прокуратуры. На мой взгляд, это не совсем правильно. В идеальном мире суд должен учитывать мнение прокуратуры, но оно не должно становиться неким абсолютом для суда. Суд должен быть как-то выше.
— Некоторые говорят, что привлечение прокуратуры позволяет обеспечить беспристрастное рассмотрение спора. Используете этот ход в своих интересах?
— В одном из текущих процессов мы как раз попросили привлечь прокуратуру. В нашем случае она действительно поддерживает позицию истца, но у нас истец является достаточно слабой стороной по отношению к ответчику. Прокуратура уравновесила шансы. Но нельзя забывать, что необходимость использования этого инструмента нужно рассматривать индивидуально в каждом конкретном случае. Универсального совета для всех здесь нет и быть не может.