Применимые нормы: статьи 250, 255 ГК РФ, статьи 213.2, 213.26
Закона о банкротстве
Коротко о событии
Конституционным судом РФ была выработана правовая позиция, в соответствии с которой право преимущественной покупки может быть реализовано собственником до проведения торгов в деле о банкротстве по начальной цене, определенной в положении о реализации имущества. Данный подход кардинальным образом меняет ранее сформированный Верховным Судом Российской Федерации порядок реализации имущества, на которое распространяется режим общей собственности.
Фабула дела
В рамках дела о банкротстве должника – физического лица в ходе торгов было реализовано 1/8 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и 1/8 доли в праве общей долевой собственности на расположенный на нем дом.
Победителем торгов был признан Шеставин В.В. с которым финансовый управляющий заключил договор купли – продажи. Однако, позднее в рамках дела о банкротстве одним из сособственников указанной недвижимости был подан иск о переводе прав и обязанностей на отчужденные Шеставину В.В. доли.
В обоснование своих требований собственником указывалось на наличие у него преимущественного права приобретения указанных долей. Суд первой инстанции с заявителем согласился, удовлетворив иск перевел права на доли в недвижности на собственника. Данное определение было поддержано вышестоящими судами вплоть до Верховного суда Российской Федерации, который отказал в передаче жалобы Шеставина В.В. для рассмотрения СКЭС.
Исчерпав все возможные способы защиты в рамках арбитражного судопроизводства, Шеставин В.В. подал жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации указав на неконституционность пункта 1 статьи 250 ГК РФ.
В своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации счел положения Гражданского Кодекса, регламентирующие порядок продажи доли в праве общей собственности, недостаточно конкретными и признал пункт 1 статьи 250 не соответствующим Конституции в той мере, в какой содержащиеся в нем положения в части возможности и порядка реализации гражданами – участниками долевой собственности преимущественного права покупки доли в праве собственности на жилое помещение и земельный участок, на котором оно расположено, в случае ее продажи постороннему лицу с публичных торгов в рамках процедуры банкротства гражданина.
Правовые позиции
До указанного постановления в вопросах реализации сособственниками права преимущественного приобретения в условиях торгов в банкротстве существовало три сформированных судебной практикой подхода для соблюдения прав сособственников при продаже общего имущества:
Конституционный Суд изменил господствующую практику (второй подход) и поддержал правовую позицию гражданской коллегии Верховного Суда (третий подход). Данный подход предусматривает процедуру предварительного (до торгов) предложения сособственнику реализовать свое право преимущественного приобретения доли в общем имуществе.
В качестве временной меры, до устранения законодателем обнаруженного правового пробела, Конституционным Судом введен следующий порядок реализации имущества, на которое распространяется режим общей собственности:
При этом правило о преимущественном праве покупки участников долевой собственности уже не применяется на этапе торгов, в том числе при продаже на вторых торгах и при продаже посредством публичного предложения.
Комментарий юристов
На первый взгляд может показаться, что данное Конституционным Судом толкование, будет распространяться только на торги проводимые в рамках процедур банкротства граждан. Однако, то как сформулировано общее правило позволяет сделать вывод о том, что выработанные правовые положения, без обычных в таком случае ограничений сферы применения, будут применяться в рамках торгов, проводимых в любых делах о банкротстве.
Кроме того, в тексте Постановления, в качестве лица на котором лежит обязанность предложить другим сособственникам реализовать свое право, указан управляющий – лицо, которое на профессиональной основе участвует в процедурах банкротства юридических лиц.[i]
Поддержанный Конституционным Судом подход направлен одновременно и на защиту прав сособственника, и на гарантирование прав приобретателя на торгах, если они все же проведены. Процесс торгов общим имуществом теперь не может быть признан надлежащим без получения отказа сособственника от права преимущественного приобретения или истечения сроков для реализации сособственником такого права. Будущий покупатель получает возможность перед торгами убедиться в соблюдении прав сособственника и в последствии к нему не будет предъявлен иск о переводе прав и обязанностей. Предыдущий подход не защищал приобретателя от нарушений прав сособственников, допущенных на этапе подведения итогов торгов. Данный подход также позитивно скажется на сроках проведения процедур реализации имущества.
Управляющему и конкурсным кредиторам необходимо теперь более внимательно подходить к вопросу определения начальной цены продаваемого имущества и убедиться в том, что она приемлема, так как до торгов сособственник может решить заключить договор купли-продажи по начальной цене и собственно процесс торгов (на повышение или понижение) может не начаться.
[i] В тексте Постановления упоминается конкурсный управляющий, который в банкротстве физических лиц именуется по-другому – финансовый управляющий. Полагаем, что данная погрешность случайна, но она говорит о стремлении Конституционного суда высказаться наиболее общим образом.