Присоединяйтесь к нашему telegram-каналу

Пресс-центр

Юристы и адвокаты «РКП» активно сотрудничают с ведущими деловыми СМИ, выступают в роли экспертов в вопросах правового регулирования, комментируют актуальные новости и публикуют статьи в профильных изданиях, а также принимают участие в ключевых мероприятиях юридического сообщества в России и за рубежом.
Контролирующих должника лиц наделили правом на участие в деле о банкротстве
25 ноября 2022

Коротко о событии

21 ноября 2022 г. Президент РФ подписал закон, наделяющий контролирующих должника лиц правом участвовать в обособленных спорах в делах о банкротстве при заявлении ими соответствующего ходатайства.

Такое ходатайство не является признанием заявившим его лицом вины в совершении действий или бездействия, влекущих привлечение его к ответственности.

Этот закон позволит лицам, которые еще не привлечены к субсидиарной ответственности, принимать активное участие в деле о банкротстве наряду с арбитражным управляющим и конкурсными кредиторами.

Что изменилось?

До принятия закона контролирующие должника лица не относились к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве. Лица, в отношении которых в рамках дела о банкротстве подано заявление о привлечении их к ответственности, имели права и несут обязанности лиц, участвующих в деле о банкротстве, только как ответчики по этому заявлению – до принятия закона они не имели права участвовать в иных обособленных спорах в деле о банкротстве должника, по долгам которого их привлекали к ответственности.

В 2020 году подход судебной практики существенно изменился.

В определении СК ЭС ВС РФ от 30.09.2021 № 307-ЭС21-9176 по делу № А56-17680/2017 было разъяснено, что контролирующее должника лицо, в отношении которого подано заявление о привлечении его к субсидиарной ответственности, имеет право на обращение в суд с жалобой на действия конкурсного управляющего.

В постановлении КС РФ от 16.11.2021 № 49-П «По делу о проверке конституционности статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина Н.Е. Акимова» было указано, что лицо, привлеченное к субсидиарной ответственности, имеет право обжаловать судебный акт, принятый без его участия, о признании обоснованными требований кредиторов должника и о включении их в реестр требований кредиторов за период, когда это лицо являлось контролирующим по отношению к должнику.

В связи с этим подходом изменения внесены в статью 34 Закона о банкротстве – контролирующее должника лицо становится не только ответчиком в обособленном споре о привлечении его к субсидиарной ответственности, но и приобретает статус лица, участвующего в деле о банкротстве.

При этом у контролирующего должника лица есть два способа получить этот процессуальный статус:

  1. Подать мотивированное ходатайство о привлечении себя к участию в деле о банкротстве (п. 4 ст. 34 Закона о банкротстве);
  2. Получить статус в связи с подачей в отношении него заявления о привлечении к субсидиарной ответственности – в силу п. 1 ст. 61.15 Закона о банкротстве подачи ходатайства в таком случае не требуется.

Получение статуса контролирующего должника лица не влияет на течение процессуальных сроков на подачу заявлений в деле о банкротстве, если контролирующее должника лицо ранее участвовало в деле о банкротстве в другом процессуальном статусе (например, в статусе конкурсного кредитора), позволяющем подавать соответствующие заявления.

Закон позволяет лицу, которое не вступило в деле о банкротстве и добросовестно заблуждалось относительно наличия у него статуса контролирующего должника лица восстановить пропущенные сроки на обжалование судебных актов, принятых до подачи заявления о привлечении его к субсидиарной ответственности.

При этом положение о необходимости установления момента, когда привлекаемое к ответственности лицо действительно имело возможность узнать о деле о банкротстве должника, будет применяться лишь к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу указанного закона.

В данном случае открытым остается вопрос о том, как будет определяться наличие или отсутствие добросовестности в действиях контролирующего должника лица, поскольку от этого напрямую будут зависеть возможность оспаривания судебных актов в деле о банкротстве.

Полагаем, что в данном случае отказ в восстановлении сроков на обжалование будет применяться только в тех случаях, когда контролирующее должника лицо намеренно (например, в целях затягивания процесса) не использовало предоставленные ему законом процессуальные права.

Все иные положения нового закона действуют с обратной силой, т.е. могут применяться в тех делах о банкротстве, которые возбуждены до его принятия.

Мы полагаем, что суды будут проверять следующие обстоятельства при проверке ходатайства контролирующего должника лица обоснованным:

  1. Обосновало ли контролирующее должника лицо факт осуществления контроля над деятельностью должника и то, что принятый без его участия судебный акт прямо или косвенно влияет на возможность привлечения его к ответственности и ее размер (например, это актуально для бывших руководителей должника);
  2. При обжаловании контролирующим должника лицом судебного акта, принятого без его участия, о признании обоснованными требований кредиторов должника и о включении их в реестр суд проверит, возникли ли указанные требования в период, когда лицо являлось контролирующим по отношению к должнику;
  3. Подлежит ли восстановлению срок на обжалование вынесенных судебных актов.

Контролирующему должника лицу, вероятнее всего, восстановят срок на обжалование уже принятых в деле о банкротстве судебных актов в пределах 6 месяцев с момента подачи заявления о привлечении его к ответственности. В рамках дел о банкротстве, которые будут возбуждены уже после вступления в силу новых норм, контролирующим должника лицам стоит обращаться в суд как можно раньше: суд не восстановит срок на обжалование, если посчитает, что контролирующее должника лицо имело возможность вступить в дело о банкротстве в его начале.

Комментарий юристов

Принятый закон следует охарактеризовать положительно, однако тем не менее он содержит несколько недостатков.

Так, в законе указано, что подача ходатайства об участии в деле о банкротстве сама по себе не может служить основанием для привлечения контролирующего лица к ответственности.

Мотивировочная часть ходатайства должна раскрывать обстоятельства осуществления заявителем контроля над должником в какой-либо форме, которые кредиторы должника с высокой долей вероятности используют против такого инициатора для последующего привлечения к ответственности.

В законе прямо указано, что контролирующие должника лица будут иметь право на участие только в тех спорах, которые прямо или косвенно влияют на возможность привлечения их к ответственности и ее размер. Остается открытым вопрос о том, какие споры будут относиться к таковым.

Не вызывает сомнений и то, что контролирующие должника лица имеют интерес в участии в рассмотрении жалоб на почти все существенные действия (бездействие) арбитражного управляющего, в оспаривании судебных актов о включении практически всех требований кредиторов в реестр. Но объем прав такого лица все же не ясен. Например, могут ли такие лица оспаривать сделки от имени должника (в случае намеренного бездействия управляющего), принимать участие в собраниях кредиторов и/или оспаривать принятые на них решения?

Неоднозначно решена проблема восстановления процессуальных сроков на обжалование судебных актов, принятых в деле о банкротстве.

Текущая практика такова, что привлекаемое к ответственности лицо, располагающее новыми доказательствами и доводами, обжалует соответствующие судебные акты в суд апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 42 АПК РФ, с возможностью восстановления общего предусмотренного законодательством срока в пределах 6 месяцев с даты, когда у лица возникла осведомленность о незаконности акта и процессуальная возможность его обжалования.

С учетом имевшейся до настоящего времени правовой неопределенности после принятия указанного закона контролирующему должника лицу, вероятнее всего, восстановят срок на обжалование уже принятых в деле о банкротстве судебных актов в пределах 6 месяцев с момента подачи заявления о привлечении его к ответственности.

В рамках дел о банкротстве, возбужденных уже после вступления в силу новых норм, контролирующим должника лицам стоит обращаться в суд с соответствующим ходатайством и обжаловать судебные акты как можно раньше. Так, например, если суд посчитает, что лицо имело возможность обжаловать судебный акт до момента подачи в отношении него заявления о привлечении к ответственности, то срок на обжалование не будет восстановлен.

Очевидно, потребуется большое количество времени и судебных актов, чтобы новые законоположения получили адекватное наполнение, и поэтому принятие этого закона станет лишь первой ступенью в определении и кристаллизации процессуального статуса контролирующего должника лица.

Контакты для прессы
Надежда Родичкина