Внесудебное банкротство
С 1 сентября в России вступил в силу Закон о внесудебном банкротстве граждан[1], предоставляющий физическим лицам возможность в упрощенном порядке, через Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ), объявить себя банкротом без обращения в суд и без привлечения арбитражного управляющего.
Какие правовые риски несет в себе новая процедура? Стоит ли дальше расширять применение этого института и каким именно образом?
С такими вопросами мы обратились к экспертам.
Олег Пермяков
руководитель направления «Реструктуризация и банкротство» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры», кандидат юридических наук
— Целью банкротства физических лиц должно быть не только удовлетворение кредиторов, но и восстановление экономической активности лица. В случае с внесудебным банкротством цель состоит в том, чтобы миновать дорогостоящую и длительную процедуру и при условии отсутствия имущества у должника сразу списать небольшие по своим размерам долги.
Надо отметить, что в том или ином виде данный институт присутствует практически во всех развитых правопорядках. Потребность в нем давно назрела и у нас, его появление является логичным развитием института банкротства в РФ (проекты существовали как минимум с 2005 г.), и в целом надо оценить нововведение положительно.
По моему мнению, очевидно, что введение процедуры внесудебного банкротства в РФ не только преследует указанную выше цель, но и направлено законодателем на разгрузку арбитражных судов, которые буквально захлебываются в потоке дел о несостоятельности (и, по нашим оценкам, ситуация с нагрузкой будет только ухудшаться).
В свете возрастающей тенденции по инициированию гражданами собственных банкротств введение бесплатной процедуры списания долгов, минуя суд, безусловно, облегчит положение граждан. Внесудебное банкротство решили оставить и без участия арбитражных управляющих, которое планировалось ранее, и это решение максимально удешевит и упростит процедуру.
Для кредиторов, в самом широком смысле этого слова, данные изменения стоит рассматривать пока только с отрицательной стороны. Абсолютное большинство непрофессиональных кредиторов не отслеживают своих должников в ЕФРСБ. Кредиторам теперь придется более тщательно изучать своих контрагентов, проверять данные банка исполнительных производств, а также сведения о введении процедуры внесудебного банкротства в специальном реестре. Также им необходимо проверять, присутствуют ли они в списке кредиторов, который подается должником-гражданином в МФЦ совместно с заявлением, поскольку от этого зависит право кредитора на обращение в суд.
Права кредиторов действительно могут существенно пострадать, поскольку судебная процедура и привлечение профессионального арбитражного управляющего давали самые минимальные гарантии и пусть призрачные, но все-таки шансы для их защиты. Судебная процедура позволяет разобраться в причинах банкротства гражданина, понять, куда и к кому ушло имущество должника, добиться возврата его в конкурсную массу и распределения между кредиторами. Фигура управляющего позволяла бы по меньшей мере рассчитывать на то, что должник верно указал своих кредиторов, и управляющий нес бы в связи с этим персональную ответственность.
Но и должников по такому виду банкротства ожидают сложности. Так, одномоментного и/или сколько-нибудь быстрого освобождения всех должников, подпадающих под указанные в законе критерии, на мой взгляд, не произойдет. Наличие постановления о прекращении исполнительного производства предполагает нахождение должника в исполнительном производстве в течение как минимум нескольких месяцев, фактически для получения постановления потребуется гораздо больше времени из-за занятости приставов, кроме того, указанное постановление может быть обжаловано. Ничего не сказано про ситуацию, когда в отношении должника открыто несколько производств и прекращена только часть из них. Не исключены случаи возникновения негативных последствий, связанных с добросовестным заблуждением должника в отношении личности кредитора, — например, долг будет уступлен другому лицу (коллектору и т.д.), а должника по каким-либо причинам не уведомили об этом.
[1] Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина».