Коротко о событии
28 мая Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ законопроект № 132289-8 «О внесении изменений в статьи 34 и 61.15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», которым предлагается наделить контролирующих должника лиц правом на участие в деле о банкротстве.
Какие права контролирующие должника лица имеют сегодня?
Согласно действующему законодательству контролирующие должника лица не относятся к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве. Лица, в отношении которых в рамках дела о банкротстве подано заявление о привлечении их к ответственности, имеют права и несут обязанности лиц, участвующих в деле о банкротстве, только как ответчики по этому заявлению.
Тем не менее, в 2020–2021 годах в судебной практике появился ряд новелл, указавших на необходимость наделения контролирующих должника лиц правом на участие в иных обособленных спорах, помимо спора о привлечении их к ответственности, как лиц, заинтересованных в формировании и максимальном наполнении конкурсной массы.
Так, в определении СК ЭС ВС РФ от 30.09.2021 № 307-ЭС21-9176 по делу № А56-17680/2017 было разъяснено, что контролирующее должника лицо, в отношении которого подано заявление о привлечении его к субсидиарной ответственности, имеет право на обращение в суд с жалобой на действия конкурсного управляющего.
В постановлении КС РФ от 16.11.2021 № 49-П «По делу о проверке конституционности статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина Н.Е. Акимова» было указано, что лицо, привлеченное к субсидиарной ответственности, имеет право обжаловать судебный акт, принятый без его участия, о признании обоснованными требований кредиторов должника и о включении их в реестр требований кредиторов за период, когда это лицо являлось контролирующим по отношению к должнику.
Судебная практика сегодня противоречива. В некоторых случаях суды в принципе не признают наличие у контролирующих должника лиц прав на подачу жалоб вне рамок спора об их привлечении к ответственности. В других – признают, но с момента подачи заявления об их привлечении к ответственности (например, прав на обжалование судебных актов о процессуальном правопреемстве кредиторов, о признании должника банкротом, о признании сделок должника недействительными, о включении требований в реестр, а также тех актов, на которых основаны требования кредитора должника, включенные в реестр).
Рассматриваемый законопроект № 132289-8 внесен в Государственную Думу РФ во исполнение вышеуказанного постановления КС РФ от 16.11.2021 № 49-П и направлен на создание правовой определенности по указанному вопросу.
Что предлагает новый законопроект?
Законопроектом устанавливается, что на основании мотивированного ходатайства контролирующего должника лица суд вправе вынести определение о привлечении его к участию в рассмотрении дела о банкротстве. Данное определение может быть обжаловано. С момента вынесения указанного определения контролирующее должника лицо вправе участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении вопросов, решение которых может повлиять на привлечение его к ответственности, а также на размер такой ответственности, в том числе обжаловать ранее принятые по данным вопросам судебные акты. При этом подача ходатайства об участии в деле о банкротстве не является признанием заявившим его лицом вины в банкротстве должника и не может служить основанием для привлечения такого лица к ответственности (пункт 4 статьи 34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции законопроекта).
Законопроектом также статья 61.15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дополняется положениями, предоставляющими лицу, в отношении которого в рамках дела о банкротстве подано заявление о привлечении к ответственности, право участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении иных вопросов, помимо вопроса о привлечении его к ответственности, при условии вынесения арбитражным судом соответствующего определения, если их решение может повлиять на привлечение данного лица к ответственности, а также на размер такой ответственности, в том числе обжаловать ранее принятые по данным вопросам судебные акты при условии восстановления арбитражным судом срока на обжалование.
Если такое лицо до подачи заявления о привлечении его к ответственности участвовало в деле о банкротстве в качестве руководителя должника, участника должника, представителя учредителей (участников) должника, конкурсного кредитора либо имело такую возможность в ходе рассмотрения дела о банкротстве в качестве лица, контролирующего деятельность должника, то подача такого заявления не является основанием для восстановления пропущенного им срока на обжалование судебных актов, принятых до подачи заявления. Суд в каждом случае будет проверять, когда у привлекаемого к ответственности лица возникла объективная возможность узнать о деле о банкротстве должника и заявить ходатайство об участии в нем. Если контролирующее должника лицо обратится с таким ходатайством только после подачи заявления о привлечении его к ответственности, в то время как давно было осведомлено о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве, то срок на обжалование уже вынесенных в рамках дела судебных актов не восстановят.
Тем не менее, указанное положение о необходимости установления момента, когда привлекаемое к ответственности лицо действительно имело возможность узнать о деле о банкротстве должника, будет применяться лишь к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу указанного закона.
В делах о банкротстве, возбужденных до дня его вступления в силу, привлекаемому к ответственности лицу не может быть отказано в восстановлении срока на обжалование уже вынесенных в рамках дела актов на том основании, что оно имело возможность обратиться с соответствующим ходатайством до момента подачи в отношении него заявления о привлечении к ответственности.
Таким образом, законопроект наделяет контролирующих должника лиц правом на участие в деле о банкротстве при рассмотрении иных вопросов, помимо привлечения их к ответственности, с момента возбуждения дела. При этом закон будет распространять свое действие, в том числе, на дела о банкротстве, которые были возбуждены до его вступления в силу (за исключением вышеуказанного положения).
Как определить, разрешит ли суд контролирующему должника лицу участвовать в деле о банкротстве и обжаловать вынесенный в нем судебный акт?
По нашему мнению, исходя из смысла законопроекта и постановления КС РФ от 16.11.2021 № 49-П при решении вопроса об удовлетворении ходатайства контролирующего должника лица о привлечении его к участию в деле о банкротстве и о принятии его жалобы на вынесенный в нем судебный акт к рассмотрению, суд будет проверять следующие обстоятельства.
Комментарий юристов
Вероятно, что изменения будут внесены в законодательство в очень скором времени. Проблема наделения контролирующих должника лиц механизмом защиты своих прав и законных интересов в рамках дела о банкротстве назрела давно, и профессиональному сообществу очевидна необходимость ее решения.
Наделение контролирующих должника лиц правом на участие в деле о банкротстве с момента его возбуждения позволит им своевременно предотвращать попытки предъявления к должнику необоснованных требований и следить за наполнением конкурсной массы. Кроме того, предложенные нововведения снизят нагрузку на суды: впоследствии арбитражным судам не придется осуществлять пересмотр многочисленных судебных актов, вынесенных по обособленным спорам, в которых контролирующие должника лица не принимали участия и которые повлияли на размер их субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Тем не менее, предложенные нормы вероятнее всего являются лишь временным ускоренным ответом законодателя на возникшую проблему, а их применение вызовет массу вопросов.
Предложенный законопроект указывает, что подача ходатайства об участии в деле о банкротстве сама по себе не может служить основанием для привлечения контролирующего лица к ответственности. Однако очевидно, что мотивировочная часть ходатайства должна раскрывать обстоятельства осуществления заявителем контроля над должником в какой-либо форме, кредиторы должника с высокой долей вероятности используют против такого инициатора его же ходатайство об участии для последующего привлечения к ответственности. Мы полагаем, что контролирующие бизнес лица не станут преждевременно и в отсутствие поданного в отношении них заявления о привлечении к ответственности раскрывать перед судом информацию, которая будет использована против них в качестве доказательства по заявлению о привлечении их к ответственности либо будут инициировать через подконтрольных себе лиц вступление в дело о банкротстве для последующего активного участия.
Законопроектом прямо обозначено, что контролирующие должника лица будут иметь право на участие только в тех спорах, которые прямо или косвенно влияют на возможность привлечения их к ответственности и ее размер. Однако остается открытым вопрос о том, какие споры будут относиться к таковым. У практиков не вызывает сомнений, что контролирующие должника лица имеют интерес в участии в рассмотрении жалоб на почти все существенные действия (бездействие) арбитражного управляющего, в оспаривании судебных актов о включении практически всех требований кредиторов в реестр. Но объем прав такого лица все же не ясен. Например, могут ли такие лица оспаривать сделки от имени должника (в случае намеренного бездействия управляющего), принимать участие в собраниях кредиторов и/или оспаривать принятые на них решения? Несмотря на возможность признания таких лиц участвующими в деле о банкротстве, их реальный процессуальный статус остается неясным.
Неоднозначно решена и проблема восстановления процессуальных сроков на обжалование судебных актов, принятых в деле о банкротстве.
Согласно имеющейся сегодня положительной практике привлекаемое к ответственности лицо, располагающее новыми доказательствами и доводами, обжалует соответствующие судебные акты в суд апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 42 АПК РФ, с возможностью восстановления общего предусмотренного законодательством срока в пределах 6 месяцев с даты, когда у лица возникла осведомленность о незаконности акта и процессуальная возможность его обжалования.
С учетом имевшейся до настоящего времени правовой неопределенности, после принятия указанного закона контролирующему должника лицу, вероятнее всего, восстановят срок на обжалование уже принятых в деле о банкротстве судебных актов в пределах 6 месяцев с момента подачи заявления о привлечении его к ответственности.
В рамках дел о банкротстве, возбужденных уже после вступления в силу новых норм, контролирующим должника лицам стоит обращаться в суд с соответствующим ходатайством и обжаловать судебные акты как можно раньше. Так, например, если суд посчитает, что лицо имело возможность обжаловать судебный акт до момента подачи в отношении него заявления о привлечении к ответственности, то срок на обжалование не будет восстановлен.
Проблемой является и то, что с учетом того, что к настоящем моменту в рамках уже возбужденных дел о банкротстве сложился огромный массив судебных актов, судебная система и сами контролирующие должника лица могут не справиться с объем предстоящей работы по их пересмотру.
Очевидно, что многие проблемы остались нерешенными, а предложенные изменения – лишь первый шаг на пути к более крупной реформе. Можно с уверенностью говорить, что ответы на поставленные вопросы не раз будут предметом внимания законодателя и разъяснений Верховного Суда РФ.